Распоряжение Министерства трудовых ресурсов и демографической политики Забайкальского края от 09 ноября 2010 года № 10-р
МИНИСТЕРСТВО ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
09 ноября 2010 года
№10-р
г. Чита
В соответствии с п. 9.2.3 Положения о Министерстве трудовых ресурсов и демографической политики Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 25.05.2010 № 206, в целях координации деятельности органов местного самоуправления по осуществлению государственных полномочий в сфере государственного управления охраной труда:
1. Утвердить Методические рекомендации по осуществлению органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельных государственных полномочий в сфере государственного управления охраной труда (прилагаются).
2. Рекомендовать главам (администраций) муниципальных образований Забайкальского края использовать утвержденные Методические рекомендации для организации исполнения полномочий по государственному управлению в сфере государственного управления охраной труда, переданных Законом Забайкальского края от 29.12.2008 № 100-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями в сфере государственного управления охраной труда».
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя руководителя Министерства Волкову Н.И.
Министр
Р.Н. Каргина
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Министерства трудовых ресурсов и демографической политики Забайкальского края
от «09» ноября 2010 года № 10-р
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по осуществлению органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельных государственных полномочий в сфере государственного управления охраной труда
1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Законом Забайкальского края от 29 декабря 2008 года №100-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями в сфере государственного управления охраной труда».
1.2. Органы местного самоуправления, реализующие отдельные государственные полномочия в сфере охраны труда, в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Забайкальского края, нормативными актами Министерства трудовых ресурсов и демографической политики Забайкальского края, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и настоящими Методическими рекомендациями.
2.Описание полномочий и действий по их исполнению
2.1. Координация и методическое руководство работой служб
охраны труда организаций всех форм собственности, расположенных на территории муниципального образования
В рамках исполнения данного полномочия органы местного самоуправления осуществляют следующие действия.
2.1.1. Осуществляют учет организаций, расположенных на территории муниципального образования, их численность и обеспеченность специалистами и службами по охране труда в соответствии с действующим законодательством.
Для исполнения данного действия предлагается провести учет организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, определить численность работников в организациях, наличие служб охраны труда (освобожденных инженеров по охране труда) в организациях с численностью работающих более 50-ти человек, виды экономической деятельности.
В дальнейшем данную информацию следует корректировать и обновлять 1 раз в год.
2.1.2. В соответствии с рекомендациями Министерства трудовых ресурсов и демографической политики Забайкальского края составляют отраслевые и тематические планы проведения проверок организаций и индивидуальных предпринимателей, расположенных на территории муниципального образования.
Под отраслевыми подразумеваются проверки организаций, занимающихся определенными видами экономической деятельности. Например: Учреждения здравоохранения, образовательные учреждения, организации автомобильного транспорта, организации сельского хозяйства и др.
Под тематическими понимаются проверки в отношении отдельных категорий работников (охрана труда женщин; охрана труда работников, не достигших 18-ти летнего возраста и т.п.).
При составлении плана проведения плановых проверок на очередной год необходимо руководствоваться Федеральным Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Данным Законом устанавливаются сроки подготовки проектов планов проверок, формы документов, процедуры согласования проектов планов проверок, требования к процедурам проведения проверок и другие требования.
2.1.3. В соответствии с утвержденным планом проводят проверки и мониторинг состояния условий и охраны труда в организациях.
При проведении проверок и мониторингов состояния условий и охраны труда в организациях и у индивидуальных предпринимателей необходимо обращать внимание на:
- наличие и качество подготовки приказов;
- наличие и качество подготовки положений по охране труда;
- наличие инструкций по охране труда по профессиям и на отдельные виды работ;
- наличие журналов для регистрации инструктажей по охране труда: вводного и на рабочем месте;
- прохождение обучения по охране труда руководителя, заместителей, ответственных за состояние охраны труда;
- проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников;
- правильность обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (нормы, наличие личных карточек);
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
- правильность предоставления работникам, работающим во вредных условиях труда, гарантий и компенсаций в соответствие с действующим законодательством;
- наличие в коллективном договоре раздела «Охрана труда» и его соответствие действующему законодательству;
- правильность предоставления работникам, работающим во вредных и (или) опасных условиях труда гарантий и компенсаций;
- другие вопросы, связанные с состоянием условий и охраны труда.
По результатам проведенной проверки составляется акт проверки, в котором отражаются результаты проведенной проверки и даются рекомендации работодателю по устранению выявленных недостатков.
После проведения проверки специалист муниципального образования, уполномоченный на проведение проверок, участвует в проводимых работодателем производственных совещаниях с анализом выявленных недостатков.
Мониторинги проводятся с целью установления состояния работ в отдельных направлениях охраны труда.
Например: мониторинг состояния работ по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях.
2.1.4. Оказывают работодателям методическую помощь по устранению выявленных недостатков в пределах возможностей муниципального уровня управления.
В целях оказания методической помощи муниципальные образования предоставляют работодателям (в бумажном или электронном варианте) нормативно-правовую документацию по охране труда, типовые инструкции по охране труда, типовые положения по охране труда, предоставляют информацию о свойствах и возможных местах приобретения СИЗ, консультации об организации проведения медицинских осмотров и др.
2.1.5. В целях координации и методического руководства работой служб охраны труда готовят проекты нормативно-правовых актов муниципального образования:
- о создании межведомственной комиссии по охране труда муниципального образования;
- о плане проведения плановых проверок на текущий год;
- о порядке организации и проведения проверок состояния условий и охраны труда в организациях в соответствии с утвержденным планом;
- о мерах по снижению производственного травматизма в муниципальном образовании;
- о разработке программы улучшения условий и охраны труда в муниципальном образовании;
- о проведении конкурса на лучшую организацию работы по охране труда;
- иные нормативные правовые акты муниципального образования для реализации переданных полномочий.
2.1.6. Организует работу межведомственной комиссии по охране труда муниципального образования.
Для образования межведомственной комиссии по охране труда (далее – Комиссии) необходимо провести комплекс организационных мероприятий: издать нормативный правовой акт о создании Комиссии, утвердить её состав, разработать и утвердить Положение о Комиссии в пределах установленных полномочий по вопросам охраны труда.
Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, который принимается на заседании Комиссии и утверждается её председателем.
Основными задачами Комиссии являются:
- разработка предложений по реализации государственной политики в области охраны труда на территории муниципальных образований;
- определение приоритетных направлений в области охраны труда при разработке программ муниципального образования;
- рассмотрение и подготовка предложений к проектам федеральных законов, законов края и нормативных актов Губернатора, Правительства края, нормативных актов муниципального образования об охране труда;
- анализ состояния производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, их материальных последствий в организациях муниципального образования;
- рассмотрение ежегодных отчетов (докладов) о состоянии условий и охраны труда в муниципальном образовании, предоставляемых Министерству трудовых ресурсов и демографической политики Забайкальского края, ежегодных аналитических обзоров по охране труда муниципальных образований и выработка на их основе комплекса мероприятий;
- другие вопросы, решаемые на уровне муниципального образования.
Решения Комиссии носят рекомендательный характер.
2.1.7. Содействует организации обучения и проверке знаний по охране труда работников организаций муниципального образования, включая руководителей и специалистов.
В целях содействия организации обучения и проверке знаний по охране труда работников организаций муниципального образования, включая руководителей и специалистов, определяют необходимость в проведении обучения по охране труда, приглашают обучающие организации для проведения данного обучения на территории муниципального образования, формируют группы слушателей и др.
2.2. Обеспечение организаций нормативно-правовыми актами в области охраны труда на территории муниципального образования.
В рамках исполнения данного полномочия органы местного самоуправления осуществляют следующие действия.
2.2.1. Создает и постоянно обновляет электронный банк данных нормативных правовых актов по охране труда.
Для этих целей создается и постоянно обновляется банк данных нормативно-правовых документов по охране труда. Нормативно-правовые документы в электронном виде предоставляются руководителям организаций, службам охраны труда, индивидуальным предпринимателям на основании письменных запросов.
2.2.2. Оказывают помощь работодателям в приобретении нормативно-методической документации по охране труда
В этих целях создается и постоянно обновляется банк организаций, изготавливающих и распространяющих нормативно-правовые акты по охране труда, плакаты и знаки безопасности, видеофильмы и др.
2.3 Организации учета потребности организаций в средствах индивидуальной и коллективной защиты работников на территории муниципального образования.
В этих целях органы местного самоуправления постоянно ведут и обновляют банк данных организаций, производящих и реализующих сертифицированную специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты.
В целях пропаганды применения сертифицированной спецодежды, по возможности, при организации проведения семинаров и совещаний предусматривают возможность привлечение к участию организаций, производящих и реализующих средства индивидуальной защиты.
2.4 Участие в расследовании групповых несчастных случаев, несчастных случаев с тяжелым и смертельным исходом на территории муниципального образования
В соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 года № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» участвуют в расследовании несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом на территории муниципального образования.
2.5 Анализ состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на территории муниципального образования.
2.5.1. Обобщают результаты проверок по видам экономической деятельности или тематики с выделением проблем, которые необходимо передавать на краевой уровень управления.
По результатам проведенных проверок организаций и индивидуальных предпринимателей необходимо обобщить полученную информацию. В дальнейшем обобщенная информация (с количественными и качественными показателями, с приведением примеров) направляется в Министерство трудовых ресурсов и демографической политики Забайкальского края. По результатам обобщения выделяются проблемные вопросы, решаемые на муниципальном и региональном уровнях управления, даются свои предложения для решения указанных проблем (аттестация рабочих мест по условиям труда, обучение по охране труда и др.).
2.5.2. По результатам обобщения материалов проверок организуют (участвуют в организованных другими структурными подразделениями) совещания, семинары с обсуждением выявленных проблем и обменом опыта работы. Публикуют материалы в средствах массовой информации.
Аналитический материал, подготовленный на основе проверок отдельных видов экономической деятельности, используется для подготовки семинаров, совещаний либо выступлений, проводимых для освещения выявленных проблем охраны труда как в муниципальном образовании в целом, так и в отдельных отраслях (видах экономической деятельности в отдельности) – аттестация рабочих мест, обучение по охране труда, обеспечение специальной одеждой, проведение медицинских осмотров и другие.
Обобщенная информация, выступления, итоги проводимых семинаров и совещаний необходимо освещать в средствах массовой информации.
2.5.3. Предоставляют в исполнительный орган государственной власти, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края годовые и квартальные отчеты о проведенных мероприятиях по осуществлению государственных полномочий.
По итогам отчетного периода (год, квартал) органы местного самоуправления направляют в Министерство трудовых ресурсов и демографической политики Забайкальского края информацию (отчеты) о проведенных мероприятиях в сфере государственного управления охраной труда.
Квартальные отчеты предоставляются не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Годовые отчеты предоставляются не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным годом.