Распоряжение Правительства Забайкальского края от 21 декабря 2010 года № 702-р

5 Октября 2012 г.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

г. Чита


21.12.2010г

702-р

В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, в целях формирования здорового образа жизни населения Забайкальского края:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию формирования здорового образа жизни населения Забайкальского края на период 2011 – 2025 годов (далее –  Концепция).
2. Установить, что методическое руководство и координацию работ по реализации Концепции осуществляет Министерство трудовых ресурсов и демографической политики  Забайкальского края.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Забайкальского края по социальным вопросам Н.Н.Жданову.
4. Настоящее распоряжение опубликовать в уполномоченных органах печати.

 


Губернатор Забайкальского края

Р.Ф.Гениатулин


ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Забайкальского края
от 21.12.2010г. №702-р


Концепция
формирования здорового образа жизни населения в Забайкальском крае на период 2011 – 2025 годов

1. Общие положения

Концепция формирования здорового образа жизни населения Забайкальского края (далее – край) на период 2011 – 2025 годов (далее - Концепция) разработана с целью сохранения и укрепления здоровья населения края.
Концепция призвана обеспечить координацию деятельности, и требует консолидации усилий, знаний и возможностей органов государственной власти и органов местного самоуправления края, средств массовой информации, общественных объединений в области активизации и совершенствования движения по пропаганде здорового образа жизни, сбережения здоровья населения, его физического и духовного совершенствования.
Концепция признает, что стратегическим направлением социальной политики в крае является формирование у жителей здорового образа жизни, а также ориентации на здоровье как на социальное свойство личности, обеспечивающее в современных условиях профессиональное долголетие, благополучие семьи, обеспеченную старость.
Концепция учитывает многоуровневый и межведомственный подход к организации оздоровительных и профилактических мероприятий; ответственность социальных партнеров – государства, общества, семей, работодателей – в вопросах охраны, сохранения и укрепления здоровья; формирование ответственного отношения граждан к собственному здоровью.
Концепция определяет цель, принципы, задачи, и основные направления государственной политики в области формирования здорового образа жизни населения края на период 2011 – 2025 годов.
В дальнейшем, по мере изменения общественных взглядов, развития законодательной базы, экономических возможностей общества по удовлетворению насущных потребностей населения изложенная Концепция может уточняться и дополняться.

 

2. Основные понятия, используемые в Концепции
В целях Концепции используются следующие понятия:
1) здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия при полной адаптации к условиям внешней среды и способности к воспроизводству, а не только отсутствие болезней и физических нарушений;
2) здоровый образ жизни – категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное качество жизни;
3) формирование здорового образа жизни – системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и личности, включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей;
4) профилактика заболеваний – система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий;
5) демографическая ситуация – состояние демографических процессов в конкретное время, состав и размещение населения на определенной территории, т. е. обстановка, характеризующая количественные и качественные параметры населения, тенденции в движении и размещении жителей по изучаемому региону;
6) качество жизни – категория, включающая в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического и социального благополучия и самореализации;
7) демографический процесс – процессы рождаемости, смертности и брачности как составные части воспроизводства населения;
8) население – естественноисторически складывающаяся и непрерывно возобновляющаяся в процессе производства и воспроизводства непосредственной жизни совокупность людей, главный материальный компонент человеческого общества;
9) смертность – частота случаев смерти данного населения за данный период;
10) рождаемость – частота рождений за определенный период; показывает интенсивность процесса рождений.

 


3. Актуальность Концепции

Здоровье в Российской Федерации не является общественной и персональной ценностью. Значительная часть населения страны не склонна думать о здоровье, как о собственном ресурсе и капитале, не склонна заботиться о своём здоровье. Согласно опросам Всероссийского центра изучения общественного мнения, более трети граждан Российской Федерации вообще не заботятся о своем здоровье, а среди тех, кто говорит о том, что заботится о нем – заботится о нём пассивно. Отношение человека к здоровью как к ценности является ключевым для динамики смертности и заболеваемости.
Высокая смертность населения края сказывается на продолжительности жизни населения. Продолжительность жизни является одним из основных интегральных показателей, характеризующих состояние здоровья населения, качество его жизни, уровень медицинского обслуживания. Продолжительность жизни в крае в 2008 году составила 63,8 года, в 2009году – 64,7 года, что ниже среднего показателя по Сибирскому федеральному округу на два года (66,2 года), среднероссийского показателя – на четыре года (67,9 года).
Проблема низкой продолжительности жизни носит не только социальный, но и демографический характер. Край теряет сотни тысяч недожитых населением лет. Это приводит к ухудшению половозрастной структуры населения. В 2006 году край вступил в период масштабного сжатия доли трудоспособного населения. Соответственно, начался долгий рост демографической нагрузки на трудоспособное население за счет детей и пожилых людей. Согласно международным критериям население считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и более в общей численности населения превышает 7 %. В крае этот показатель составляет 8,8 %.
Здоровый образ жизни в настоящее время является частью государственной политики. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 23 июня 2008 года отмечается, что важнейшими приоритетами должны стать формирование здорового образа жизни и расширение возможностей духовного роста. Стратегия массовой профилактики здоровья населения заключается в изменении образа жизни и факторов окружающей среды, связанных с заболеваниями, а также социальных и экономических детерминант.
По данным Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья человека лишь на 10 % зависит от качества медицинского обслуживания, и на 50 % – от того образа жизни, который он ведет: как он питается, имеет ли вредные привычки, занимается ли физической культурой. Серьезные негативные последствия имеют широко распространенные среди населения вредные привычки – табакокурение и чрезмерное потребление алкоголя, которые приводят к заболеваниям и преждевременной смертности.
Алкогольный фактор вносит свой разрушительный вклад в здоровье населения, и как следствие в демографическое развитие края. В структуре алкогольной смертности в крае особое место занимает насильственная смертность – самоубийства, убийства, дорожно-транспортные происшествия, отравления алкоголем и его суррогатами.
Широко распространенное среди населения края табакокурение влечет за собой огромные экономические потери, связанные с затратами на диагностику и лечение заболеваний, полученных в результате курения табака, потерями по дням нетрудоспособности и преждевременной смерти.  Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», предполагает разработку мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками.
Большие риски для здоровья населения создает неправильное и несбалансированное питание. В питании населения края выявлено несоответствие между энергетической ценностью рациона и энергозатратами, избыточный уровень потребления жиров и недостаточное потребление витаминов, минеральных веществ и биологически активных компонентов пищи.
При формировании здорового образа жизни социальная и экономическая политика края должна быть сфокусирована на: обеспечении социальной безопасности людей, предотвращении дальнейшего падения уровня и качества жизни, недопущении деградации населения, стабилизации демографической ситуации (повышение уровня рождаемости, продолжительности жизни, стабилизация уровня смертности, снижение младенческой и материнской смертности). Необходимо обеспечить доступность и высокое качество адресных форм социальной поддержки населения и иных социальных благ; приближение основных медико-демографических показателей к уровню среднероссийских, значительное снижение неблагоприятного влияния факторов среды обитания.

4. Цель, принципы, задачи Концепции и основные направления деятельности по их реализации

Целью Концепции является сохранение и укрепление здоровья населения края путем создания системы формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний. Значительное усиление профилактического направления за счет здравоохранения и других субъектов профилактики (образования, физической культуры и спорта, питания, культуры, СМИ и иных).
В основу демографической политики края должны быть заложены следующие принципы ведения здорового образа жизни:
формирование культуры здоровья, широкого внедрения информативных методов самооценки и эффективных способов самооздоровления, как генеральной стратегии современной концепции охраны здоровья населения;
признание роли здоровья населения как трудового ресурса, стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества;
обеспечение здоровой, активной и творческой жизни населения как основной задачи государственной социальной политики;
формирование идеологии и практики повышения ценности здоровой и продолжительной жизни, нравственных ценностей института семьи;
ориентация на здоровье как социальное свойство личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональное долголетие, обеспеченную старость;
единство всей системы охраны здоровья независимо от территориальных и ведомственных разграничений;
единство медико-профилактической, оздоровительной и экономической эффективности системы охраны и укрепления здоровья населения;
формирование ответственного отношения граждан к собственному здоровью;
формирование положительной мотивации граждан на благополучную семью и ответственное родительство.
Для достижения цели Концепции необходима реализация следующих задач:
формирование у населения ответственности за свое здоровье и здоровье своей семьи;
консолидация действий исполнительных органов государственной власти всех уровней, организаций и граждан, направленных на формирование здорового образа жизни;
многоуровневый подход к организации мероприятий с учетом как общих потребностей населения края в целом, так и специфических потребностей населения различных районов, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп;
совершенствование законодательной базы на всех уровнях  государственной власти в области обеспечения здорового образа жизни, сбережения здоровья населения;
предоставление равных возможностей самореализации гражданам во всех сферах деятельности;
адресность мер по формированию здорового образа жизни, с учетом социального статуса населения, половозрастных и иных характеристик;
межведомственный подход к вопросам повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни;
использование результатов научных исследований, опыта международного сотрудничества с целью выработки оптимальных подходов к решению проблем формирования здорового образа жизни;
непрерывность оздоровительных мероприятий для человека.
Учитывая многокомпонентность и многогранность вопросов формирования культуры здоровья и здорового образа жизни, приоритетными направлениями деятельности по формированию у населения стереотипов здорового образа жизни являются:
пропаганда здорового образа жизни, развитие физической культуры, спорта, отдыха и туризма, досуговых центров, особенно для  детей и подростков;
оказание приоритетного внимания содействию здоровому образу жизни среди детей и молодежи, как в школе и других учебных заведениях, так и вне их, включая здоровые и безопасные рекреационные возможности и создание благоприятствующей обстановки для здорового образа жизни;
проведение профилактических мероприятий по предотвращению вреда, связанного с губительным употреблением  алкоголя, табакокурением среди молодежи;
создание условий и возможностей для населения по ведению здорового образа жизни в семье, повышение мотивации населения на сохранение и восстановление собственного здоровья;
информирование населения о возможных опасностях и угрозах для жизни и здоровья, связанных с эпидемиологической обстановкой, стихийными бедствиями, появлением на рынках опасных для здоровья товаров;
разработка и внедрение в образовательных учреждениях экспериментальных учебных программ по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики алкоголизма, табакокурения, токсикомании, наркомании, адаптированных к уровню и потребностям различных возрастных групп;
разработка комплекса мер по защите нравственности, сохранению отечественного культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм здорового образа жизни в сфере деятельности учреждений культуры и средств массовой информации, привлечение к этой работе представителей религиозных организаций;
реализация, мониторинг и оценка эффективных программ в области укрепления здоровья на всех уровнях;
оказание организационной и финансовой поддержки периодическим печатным изданиям для детей, подростков и молодежи, пропагандирующим здоровый образ жизни.


Документы