Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Гослесслужбы края на 2011 – 2013 годы.

7 Февраля 2013 г.

Скачать Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Гослесслужбы края на 2011 – 2013 годы.

Скачать Приложение к Докладу о результатах и основных направлениях деятельности Гослесслужбы края на 2011 – 2013 годы.

Введение

Настоящий Доклад подготовлен в целях реализации мероприятий по проведению административной реформы, учитывая распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р, Положения о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, утвержденного распоряжением Правительства Забайкальского края от 16 декабря 2008 года № 190-р, в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке Докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, одобренными Решением Комиссии по проведению административной реформы в Забайкальском крае 23 марта 2010 года протоколом № 7.

В соответствии с Положением о Государственной лесной службе Забайкальского края, утвержденнымПостановлением Правительства Забайкальского края от 02 марта 2010 года № 91, Гослесслужба края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по контролю и надзору, функции по оказанию государственных услуг и управление в области лесных отношений, в том числе осуществление полномочий, переданных Российской Федерацией.

 

I. Цели, задачи и показатели эффективности и результативности деятельности

 

Деятельность Государственной лесной службы Забайкальского краязаключается в проведении единой государственной политики, направленной на обеспечение устойчивого, непрерывного, рационального и неистощительного использования лесов,сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия.

Цели и задачи Государственной лесной службы Забайкальского края, а также механизмы их реализации определены, исходя из долгосрочных приоритетов, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и Программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы.

Заявленные в докладе стратегические цели охватывают все основные направления деятельности Гослесслужбы края:

 

  • обеспечение устойчивого экономического роста, включающая в себя следующую приоритетную цель:

- развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов;

  • развитие потенциала государственного управления, включающая в себя следующие приоритетные цели:

-реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией административной реформы в Российской Федерации;

- обеспечение реализации контрольных и надзорных функций;

- повышение эффективности системы документационного обеспечения.

 

Стратегическая цель №1.

Обеспечение устойчивого экономического роста

 

Изменения в системе государственного управления лесами, разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передача им части полномочий в области лесных отношений повышает ответственность субъектов Российской Федерации и влечет необходимость улучшения санитарного состояния лесов, своевременного противопожарного обустройства лесов, снижения возникновения лесных пожаров.

Леса России являются одним из важнейших природных ресурсов страны. Особенность лесов состоит в том, что они в отличие от многих других природных ресурсов являются возобновляемыми, что позволяет организовать их неистощительное использование.

На долю России приходится более 24 % запасов древесины всей планеты, в том числе более половины мировых запасов наиболее ценных хвойных пород. Без ущерба для природы и экономики в стране можно производить и перерабатывать до 600 млн. кубометров древесины в год. Площадь лесов Забайкальского края составляет 32,64 млн. га, а расчетная лесосека (возможный объем вырубки без ущерба для лесного фонда) 17,82 млн. м3. Фактическое его освоение за 2009 год составило 2,27 млн. м3, что почти на 20 % больше чем 2008 году. Расчетная лесосека использована на 12,8 %, однако экономически доступная часть расчетной лесосеки в Забайкальском крае, по экспертным оценкам, с учетом сложившихся цен и таможенных пошлин, не превышает 4,5 млн. м3 (т.е. около 25 % от общего объема расчетной лесосеки). Причиной недоиспользования расчетной лесосеки является отсутствие необходимого количества лесовозных дорог, отдаленность и недоступность лесных насаждений.

На территории Забайкальского края остались не освоенными несколько перспективных участков в Газимуро-Заводском лесничестве, Аргунском лесничестве и Чернышевском лесничестве с возможным ежегодным объёмом заготовки - 420, 240 и 840 тыс. м3 соответственно. Однако освоение по первым двум участкам будет экономически рентабельно только после ввода в эксплуатацию железнодорожной ветки Нарын-Лугокан.

В настоящее время доля лесного сектора в промышленном производстве края составляет менее 3 %. Основными причинами слабого развития лесной промышленности являются:

  • отсутствие на территории края предприятий по глубокой переработке древесины и как следствие отсутствие рынков сбыта мелкотоварной древесины;
  • низкий запас древесины на гектар;
  • слабо развитая лесная инфраструктура на арендуемых участках;
  • большие расстояния до потребителей продукции.

 

Интенсивность и многие другие особенности правильного лесного хозяйства очень сильно зависят от так называемого целевого назначения лесов - то есть от того, для чего именно предполагается в первую очередь использовать данный конкретный участок леса. Например, в так называемых эксплуатационных лесах - лесах, которые официально предназначены для удовлетворения потребностей человека в материальных ресурсах, прежде всего в древесине - лесное хозяйство должно вестись таким образом, чтобы обеспечить как можно более быстрое выращивание древесины, ее использование и возобновление после рубок. В лесах зеленых зон и лесопарках лесное хозяйство должно вестись таким образом, чтобы обеспечить наибольшую привлекательность этих лесов для отдыха людей. В лесах особо охраняемых природных территорий, целью которых является сохранение эталонных природных экосистем и естественной среды обитания редких и уязвимых видов живых организмов, лесное хозяйство должно обеспечивать наименьшее вмешательство человека в жизнь дикой природы, или вообще исключать такое вмешательство.

В связи с этим при правильном подходе лесной комплекс края может сыграть значительную роль в экономике региона и иметь существенное значение для социально-экономического развития Забайкальского края.

 

Приоритетная цель № 1.

Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов

 

С 2009 года лесное хозяйство ведётся в соответствии с утверждённым Лесным планом Забайкальского края (постановление Губернатора Забайкальского края от 31 декабря 2008 года № 207) и лесохозяйственными регламентами по каждому из 26 лесничеств (включая лесничества Агинского Бурятского округа). Лесной фонд Забайкальского края разделён на четыре лесные района: Байкальский горный лесной район, Забайкальский горно-мерзлотный район, Забайкальский горный лесной район и Забайкальский лесостепной район.Леса Забайкальского края являются одним из важнейших природных ресурсов Забайкалья и расположены на мировом водоразделе, здесь формируются истоки рек Амура, Лены и бассейна озера Байкал.

Развитие потенциала лесных ресурсов невозможно без охраны лесов от пожаров, которая является важным направлением государственной политики, обеспечивающая экологическую безопасность страны и сохранение ресурсного потенциала лесов.

Для достижения данной приоритетной цели необходимо решение следующих тактических задач:

 

Задача 1.1. Сохранение ресурсного, рекреационного, экологического потенциала лесного фонда, в том числе в условиях негативного воздействия природного и антропогенного факторов

 

Важнейшим индикатором достижения данной задачи является охрана лесов от пожаров. Лес служит источником ценных продуктов и сырья. Только всемерная охрана леса от пожаров может обеспечить прижизненное использование многообразных полезностей леса. Пожары приносят наибольший вред лесам. Ущерб, причиняемый пожарами, не может сравниться с любыми отрицательными факторами воздействия на лес. На протяжении многих десятилетий лесные пожары рассматривались как стихийное бедствие, приносящее ущерб лесному хозяйству путем уничтожения древесины или снижения ее качества, гибели подроста, увеличения срока выращивания древесины.

Лесные пожары оказывают отрицательное воздействие на всю биологическую среду, затрудняют хозяйственную деятельность, как в период пожаров, так и в последующие годы.

Достижение данной задачи требует увеличения объема средств на подготовку к пожароопасному периоду, проведение агитационно-просветительской работы среди населения, благоустройство территории лесного фонда и устройство мест отдыха.

Ущерб от пожаров только в 2009 году составил более 431,5 млн. руб. (в 2,6 раза превышает расходы бюджета на охрану лесов от пожаров). Но в то же время наблюдается тенденция к снижению размера ущерба более чем на 11 %, в 2008 году – размер ущерба составлял более 486 млн. руб.

В результате пожаров уничтожается сотни тысяч кубометров древесины хвойных и лиственных пород. Лесные пожары угрожают населенным пунктам и народнохозяйственным объектам, примыкающим к лесным массивам или находящимся в лесу. По многолетним данным за период 1999-2009 годы около 50 % лесных пожаров возникает на удалении менее 10 км от населенных пунктов, а около 10% пожаров – вообще менее 1 км. В весенний период (апрель - июнь) и осенний период (вторая половина сентября - октябрь) возникает до 70% лесных пожаров от их среднегодового количества, при этом причиной пожаров является антропогенный фактор и большинство пожаров возникают вблизи населенных пунктов. После ликвидации колхозов и совхозов их земли оказались фактически бесхозными, брошенными. В последние годы наблюдается увеличение количества лесных пожаров вблизи населенных пунктов края и увеличение площадей пройденных пожарами. Это обусловлено высоким уровнем безработицы в сельских населенных пунктах края и бесхозностью бывших земель сельхозформирований, госземзапаса, заросших древесно-кустарниковой растительностью, от которых возникает более 90% лесных пожаров. Для осуществления совместных мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального характера, связанных с лесными пожарами, 18 июля 2008 года заключено Соглашение между Правительством Республики Бурятия и Губернатором Забайкальского края.

Для комплексного решения поставленных задач в условиях ограниченного бюджетного финансирования специалистами Государственной лесной службы Забайкальского края разработана Краевая долгосрочная целевая программа «Охрана лесов от пожаров» на 2011-2014 годы, утвержденная Постановлением Правительства Забайкальского края от 10 ноября 2009 года № 414.

Показатели, решение которых обеспечивает достижение задачи «Сохранение ресурсного, рекреационного, экологического потенциала лесного фонда, в том числе в условиях негативного воздействия природного и антропогенного факторов» включают в себя:

Объем строительства противопожарных дорог, просек и разрывов, уход за ними- Стабильный объем бюджетных затрат до 2013 года на противопожарное обустройство лесного фонда, в том числе за счет краевойдолгосрочной целевая программы «Охрана лесов от пожаров» на 2011-2014 годы,позволит достигнуть снижения количества крупных пожаров, обеспечить относительное сокращение потерь древесины от пожаров, сократить ежегодные материальные затраты на тушение лесных пожаров, сократить ущерб, причиняемый государству лесными пожарами, позволит более оперативно тушить лесные пожары.

Зачастую при наличии сил и средств пожаротушения невозможно подобраться к очагу пожара из-за отсутствия противопожарных дорог, либо преграды в виде упавшего дерева. Следует отметить, что строительство противопожарных дорог дает толчок в освоении данных территорий.Целью проведения прокладки просек и противопожарных разрывов, барьеров, уход за ними является разделение лесных массивов на изолированные друг от друга блоки разной величины. Одним из наиболее эффективных профилактических мероприятий по ограничению распространения огня в лесу является устройство системы противопожарных барьеров (защитных минерализованных полос, разрывов), уход за ранее созданным барьерами. Сеть искусственных препятствий для огня в сочетании с имеющимися естественными преградами (дороги, реки) ограничивает распространение пожара по площади и ускоряет его тушение. Особое внимание программой уделяется устройству минерализованных полос вдоль государственной границы с МНР, в Кыринском и Акшинском районах, так как ежегодно порядка десяти пожаров с МНР переходят широким фронтом на территорию вышеуказанных районов.

В соответствии с распоряжением Губернатора Забайкальского края от 16.05.2008 года № 216-р «О некоторых мерах по защите населенных пунктов Забайкальского края от лесных пожаров» в 2008 году при потребности 130 км проведения разрубки противопожарных разрывов, фактически выполнено за счет средств федерального бюджета 25 км, в 2009 году при потребности 105 км, фактический выполнено за счет средств федерального бюджета 36 км, для выполнения всего объема средств недостаточно, муниципальные образования для выполнения данных работ средства не выделяют, хотя эти мероприятия, проводимые в большинстве случаев вокруг населенных пунктов должны финансироваться за счет местных бюджетов.

Невыполнение запланированных показателей за 2009 год по многим лесохозяйственным мероприятиям, в том числе по строительству противопожарных дорог, просек и разрывов, уходу за ними в объеме 5,6 тыс. км связано со следующими обстоятельствами:

  • продолжается реформа лесного хозяйства, постоянно увеличивается объем переданных полномочий в области лесных отношений на уровень субъекта Российской Федерации при уменьшающемся объеме финансирования;
  • с 2008 года все лесохозяйственные мероприятия, в том числе мониторинг пожарной опасности и тушение лесных пожаров, выполняются посредством проведения конкурсов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». На проведение конкурсов требуется около 2-х месяцев – в связи с этим в первые два месяца года мероприятия не выполняются (часть лесохозяйственных мероприятий могут выполняться только в зимний период);
  • в течение 2009 года 65 % всей противопожарной техники (в том числе тяжелой на гусеничной ходу) было передано от краевых государственных учреждений, выполняющих Государственные контракты, к ГУ «Противопожарная служба Забайкальского края». Отсутствие тяжелой техники серьезно затрудняет выполнение многих лесохозяйственных мероприятий.
  • не прекращается отток кадров из краевых государственных учреждений Минпромэнерго края в частные структуры, занимающиеся лесным хозяйством, либо в другие отрасли экономики. Из лесной отрасли уходят наиболее квалифицированные кадры. Это связано с низкой оплатой труда, отсутствием стабильности, постоянными реформами в лесном хозяйстве. Недостаток кадров отрицательно влияет на выполнения Государственных контрактов на лесохозяйственные работы;
  • ежегодно складывается сложнейшая ситуация с лесными пожарами в период апрель-июнь, на это время ограничивается лесохозяйственная деятельность, запрещается посещение леса. Большинство имеющейся техники КГУ в этот период направлено на борьбу с лесными пожарами;
  • низкая цена (более 30 % работ ниже себестоимости) выставляемых на конкурс работ по выполнению лесохозяйственных мероприятий не позволяет привлечь к участию в конкурсе сторонних организаций, арендаторов.
  • неисполнительность со стороны краевых государственных учреждений Минпромэнерго края, связанная с нежеланием работать, иждивенческим отношением к бюджетному финансированию, отсутствием заинтересованности к формированию собственной доходной базы. Объявленный в начале 2010 года Минпромэнерго края конкурс на включение в кадровый резерв должностей директоров КГУ направлен на оперативное реагирование при образовании подобных ситуаций.

 

Площадь лесного фонда, предусмотренная для проведения контролируемых выжиганий сухих горючих материалов- данные мероприятия проводятся с целью остановки распространения лесного пожара и его ликвидации. Плановый показатель выполнен на площади 617,2 тыс.га, что составляет 62,1 % к уровню 2008 года. Недовыполнение показателя в 2009 году связано с ранним запретом профилактических выжиганий, установленным Постановлениями глав администраций и районов края.

Средняя площадь лесного фонда, пройденная пожаром, в 2009 году составила 228,2 га, что выше запланированных объемов более чем на 55%. Увеличение данного показателя связано с увеличением числа крупных пожаров из-за сложных погодно-климатических условий в период апрель-июнь 2009 года. Всего за 2009 год зафиксировано 857 лесных пожаров, что почти на 43 % ниже уровня 2008 года, и в 2,3 раза ниже уровня 2007 года. Данная динамика показывает эффективность проводимых противопожарных мероприятий. Наибольшее количество пожаров возникло на территории Петровск-Забайкальского района – 263 пожаров на площади 106500 га, Красночикойского района – 142 на площади 27898 га, Хилокского - 59 на площади 1911 га, Карымского - 53 на площади 1346 га, Сретенского района – 32 на площади 2408 га, Балейского – 24 на площади 3066 га, Кыринского 9 – на площади 36884 га. По сравнению с аналогичными показателями 2008 года отмечено снижение числа случаев лесных пожаров и площади пройденной огнем в 1,7 раза.

В 2009 году особенностью в организации и тушении лесных пожаров явилось то, что основным исполнителем работ по тушению, кроме краевых государственных учреждений Минпромэнерго края и КГУ «Читинская база авиационной охраны лесов», были пожарные подразделения ГУ «Противопожарная служба Забайкальского края». Это государственное учреждение приняло участие в конкурсе на тушение лесных пожаров в наземной зоне и выиграло его практически по всем лесничествам края, за исключением 2-х (Чарское и Нерчинское). До начала пожароопасного сезона им была передана в оперативное управление различная противопожарная техника (в том числе тяжелая), а также иные материально-технические ресурсы.

Тушение лесных пожаров осуществляется всеми имеющимися в распоряжении средствами борьбы с лесными пожарами. Средства пожаротушения и противопожарная техника в последние 17 лет практический не обновлялись, кроме поступившей противопожарной техники в 2005г. Износ техники, поступившей в 80-е годы, близок к 100 %, поэтому с началом финансирования Краевой долгосрочной целевой программы «Охрана лесов от пожаров» на 2011-2014 годы, ожидается существенное улучшение ситуации в данном направлении.

Также не менее важным является показатель «удельный вес лесных пожаров, ликвидируемых в течение суток, от общего числа пожаров». Выполнение данного показателя напрямую зависит от эффективности мер, принимаемых к обнаружению лесных пожаров, скорости доставки сил и средств до очага возгорания, оперативности и грамотности тушения пожаров. По краевой долгосрочной программе «Охрана лесов от пожаров на 2011-2014 годы» за данный период планируется обучить 80 руководителей тушения лесных пожаров из числа работников авиапарашютной службы, подготовить 20 трактористов-механизаторов (бульдозеристов) по тушению лесных пожаров. В 2009 году данный показатель составил 59,5 % при плане в 50,2%, что свидетельствует об эффективности работы в данном направлении. В течение 2-х суток ликвидировано 20,2 % от общего числа возникших лесных пожаров, от 3-х до 5 суток – 13,6 %, от 6-ти до 10 суток – 6,2 %, более 10 суток – 0,7 %.

По всем возникшим лесным пожарам сообщения и материалы были направлены в правоохранительные органы. Из переданных 857 материалов по лесным пожарам, возбуждено 259 уголовных дел. Из четырех выявленных виновников возникновения лесных пожаров, с ущербом 1,9 млн. руб., 2 человека привлечены к уголовной ответственности по статье 261 УК РФ и осуждены с взысканием причиненного ущерба в сумме 1,7 млн. руб. В данном направлении необходимо усилить работу правоохранительных органов в части выявления и привлечения к ответственности виновников возникновения лесных пожаров.

Удельный вес крупных лесных пожаровсоставил 26,5 %, а площадь, пройденная крупными лесными пожарами, составила 188,6 тыс. га. Относительно 2008 года данный показатель снизился с 41,3 % до 26,5 % (из общего количества пожаров 1490 до категории крупных распространились 616 пожаров), а площадь, пройденная крупными пожарами снизилась с 308,3 тыс. га до 188,6 тыс. Крупные лесные пожары зарегистрированы в 22 районах. Наибольшее количество крупных пожаров произошло в Петровск-Забайкальском районе 86 на площади 106939 га, в Красночикойском 34 на площади 24483 га, в Сретенском - 2425 га, а в Кыринском районе средняя площадь одного крупного пожара составила 7354 га, против Петровск-Забайкальского 1203,8 га, где наблюдалась самая сложная пожарная обстановка за последние годы, связанная с погодными условиями и реформой в организации тушения лесных пожаров.

Наиболее важным для снижения показателя «доля лесных пожаров, произошедших по вине человека (в т.ч. от сельхозпалов)» является усиление просветительской деятельности по формированию в обществе понимания важной роли лесов и необходимости бережного отношения к ним. Целевая профилактическая работа направлена на человека, как на основной источник возникновения лесных пожаров. Противопожарная пропаганда, как часть экологического образования населения, превращается во всем мире в одну из важнейших мер предотвращения лесных пожаров (изготовление и установка аншлагов, стикеров, баннеров, видеоматериалов, распространение листовок). Особое внимание в активизации лесопожарной пропаганды и экологического просвещения населения уделено на работе с детьми и молодежью, а также оказанию помощи общественными объединениями и организациями (очистка молодежными движениями придорожных полос, являющихся источником возникновения пожара). Данный показатель в 2009 году равен 95 %, при плане в 92 %. Невыполнение данного показателя за 2009 год связано с низким уровнем финансирования на просветительскую деятельность. Хотя показатель «количество изготовленных и установленных средств наглядной агитации» выполнен на 100,6 % от запланированного объема, данной работы все равно недостаточно, с запланированным постепенным снижением доли лесных пожаров, произошедших по вине человека, данный показатель пока не справляется. Это связано с незначительным объемом средств, выделяемых в виде субвенций из федерального бюджета на выполнение данного мероприятия. В связи с этим Гослесслужба края возлагает большие надежды на устойчивое финансирование краевой долгосрочной целевой программы «Охрана лесов от пожаров на 2011-2014 годы», которое предполагает затратить 224 тыс. рублей на данное мероприятие.

Важнейшими показателями для выполнения задачи «сохранение ресурсного, рекреационного, экологического потенциала лесного фонда, в том числе в условиях негативного воздействия природного и антропогенного факторов», являются все виды мониторинга пожарной опасности в лесах – наземный, авиационный, космический. Площадь лесного фонда, охватываемая мероприятиями по организации тушения лесных пожаров наземным и авиационным способом к общей площади лесного фонда в 2009 год равна 100 % и выполнена в полном объеме. Так как ГУ «Противопожарная служба Забайкальского края» в 2009 году являлась главным исполнителем Государственных контрактов по тушению лесных пожаров в наземной зоне, им необходимо обеспечить присутствие пожарных подразделений на территории всей наземной зоны ответственности, создать лесопожарные части в Нерчинско-Заводском, Калганском, Тунгокоченском и Нерчинском районах, либо предусмотреть оперативное маневрирование силами пожаротушения. В 2009 году на территории Нерчинского лесничества тушение осуществляло КГУ «Нерчинский лес», по первым 3-м районам – также работали на подряде организации, подведомственные Минпромэнерго края.

Площадь лесного фонда, предусмотренная на проведение космического мониторинга, охвачена в объеме 100 %. Данный вид мониторинга позволил снизить затраты на наземный мониторинг пожарной опасности, он представляет возможность получать в кратчайшие сроки более точную информацию о лесопожарной обстановке в крае, своевременно реагировать на обнаруженные возгорания, вести достоверный учет количества очагов пожаров. На 2010 год запланировано небольшое снижение площадей лесного фонда, предусмотренных на проведение космического мониторинга до уровня 12 538,2 тыс. га, это связано с увеличением доли наземной зоны ответственности тушения лесных пожаров.

Главной целью авиационной охраны лесов является обнаружение и ликвидация очагов огня в начальной стадии развития. Для достижения этой цели следует обеспечить необходимую кратность патрулирования. Для исполнения приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.12.2008г. №532, своевременного обнаружения и ликвидации лесных пожаров по Забайкальскому краю, необходимо ежегодное обеспечение финансирования 5000 летных часов и численность работников авиапарашютной службы 450 человек.

Одним из путей снижения затрат на авиапатрулирование является приобретение собственной авиации (КГУ «Читинская база авиационной охраны лесов» не имеет в собственности ни одного воздушного судна, на аренду судов расходуются десятки миллионов рублей), но в настоящее время возможности бюджета не позволяют этого сделать. По краевой долгосрочной целевой программе «Охрана лесов от пожаров на 2011-2014 годы» планируется значительно обновить противопожарное оборудование, в том числе комплектующие для заправочных станций Авиабазы.

Удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от пожаров, показывает процент утраты лесного фонда от лесных пожаров. В связи со сложной пожароопасной ситуацией в 2009 году при плановом показателе потери лесных насаждений на площади 12 450 га, фактические потери составили 44 020 га, наблюдается значительное снижение данного показателя к уровню 2008 года на 27 %, а относительно 2007 года показатель снизился на 52 %, когда погибло 90 460 га. Выполнение данного показателя в большей степени зависит от погодно-климатических условий определенного года.

 

Задача 1.2. Повышение объемов восстановления воспроизводимых природных ресурсов

 

Деятельность Гослесслужбы края в рамках достижения приоритетной цели «развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов» направлена на обеспечение воспроизводства лесных ресурсов на территории края, улучшение состояния лесов, сохранение их ресурсного и экологического потенциала, на сохранение и повышение устойчивости и продуктивности леса, улучшение породного состава насаждений, их качества и санитарного состояния, стимулирование инвестиционной активности, создание более благоприятных условий осуществления инвестиционной деятельности на территории края, повышение эффективности работы хозяйствующих субъектов.

Мероприятия, выполнение которых обеспечивает достижение задачи «повышение объемов восстановления воспроизводимых природных ресурсов »:

Лесопатологические обследования-деятельность Службы по выполнению данного мероприятия направлена на выявление очагов вредителей и болезней, учет численности (плотности), структуры и жизнеспособности популяций вредителей, установление характера распространения и степени развития болезней леса с целью получения информации для прогноза развития очагов, определение угрозы повреждения насаждений и принятия решения о целесообразности осуществления лесозащитных мероприятий. Производится освидетельствование мест рубок главного пользования и санитарного состояния вырубок, а также участков леса, подвергшихся воздействию неблагоприятных природных и антропогенных факторов с целью контроля за их состоянием, и для корректировки мест назначения санитарно-оздоровительных и других лесозащитных мероприятий. Выполнение данного показателя позволяет существенно ускорить процесс восстановления леса, локализует распространение болезни леса, тем самым максимально сохраняется экологический потенциал и биологическое разнообразие леса.Лесопатологические обследования проведены в объеме менее 82 % от плана из-за отсутствия специалистов-лесопатологов, которые уходят из лесного хозяйства из-за низкой оплаты труда.

Показатель «Удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней леса» превысил запланированное значение в связи с обнаружением насаждений в Ононском лесничестве, погибших от повреждений ткачом-пилильщиком.

Для выполнения поставленной задачи необходимо выполнять следующие санитарно-оздоровительные мероприятия:

  • Выборочные санитарные рубки–рубки, проводимые с целью улучшения санитарного состояния насаждений, при которых вырубают сухостойные, усыхающие, пораженные болезнями, заселенные вредителями, а также другие поврежденные деревья.
  • Сплошные санитарные рубки– рубки, проводимые для полной замены насаждений, потерявших биологическую устойчивость в результате массового повреждения деревьев вредными насекомыми, болезнями, пожарами и воздействия других неблагоприятных факторов.

При запланированном объеме выборочных и сплошных санитарных рубок в 4 тыс. га выполнение за 2009 год составило почти 12,5 тыс. га. Это связано с большой горимостью лесов за последние 3 года и необходимостью назначения соответствующего объема сплошных санитарных рубок, в частности для заготовки древесины для собственных нужд гражданами, выставления таких участков леса на аукцион для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

  • Очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия– проведение технических мероприятий, обеспечивающих условия для возобновления и роста древесных пород, предупреждения пожаров и эрозийных процессов, предотвращение развития болезней и размножения вредителей.

Данный показатель при плане в 30 га фактически не выполнен в связи с тем, что денежные средства были направлены на уборку леса от незаконных порубок и ветровала на площади 1700 га.

Доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фондапри плане в 76,7 %, составила 86,3%. Это связано с вступлением в силу Лесного плана Забайкальского края, который переоценил ценность лесных насаждений.

Также важными мероприятиями для достижения данной задачи являются:

Площадь воспроизводства лесов– важнейший показатель устойчивости лесного фонда к воздействию антропогенных факторов. Посадка леса – искусственное лесовосстановление, посадка лесного посадочного материала. Важно отметить, что выполнение данного мероприятия невозможно без своевременного создания лесных культур, выращивания посадочного материала, заготовки лесных семян. Комбинированное лесовосстановление – содействие естественному восстановлению, создание лесных культур на площадях, ранее покрытых лесной растительностью. Лесовосстановлениена период 2003-2010 гг. рекомендовано лесоустройством и планируется в объеме 174 тыс. га, в том числе посадка леса – на площади более 30 тыс. га.

Прочие мероприятия– к прочим мероприятиям относятся: дополнение лесных культур (посадка лесного посадочного материала на месте погибших растений), подготовка почвы под лесные культуры, выращивание посадочного материала лесных культур, заготовка лесных семян. За счет средств субвенций из федерального бюджета ежегодно выращивается 15 млн. штук стандартного посадочного материала, что удовлетворяет потребность при проведении лесовосстановительных работ. В Краевых государственных учреждениях в настоящее время имеется 6 постоянных лесных питомников площадью 150 га, 47 временных лесных питомника площадью 28 га и 60 теплиц с продуцирующей площадью 1,865 га, обеспечивающих выращивание посадочного материала в объеме 12 млн. штук (в т.ч. в закрытом грунте – 3,9 млн. штук), что при благоприятных климатических условиях удовлетворяет потребность в посадочном материале для выполнения лесовосстановительных мероприятий. В то же время выращивание его в открытом грунте, в том числе во временных лесных питомниках, делает лесокультурное производство зависимым от неблагоприятных погодно-климатических воздействий (засуха, выдувание, вымерзание), поэтому планируется выращивать посадочный материал с закрытой корневой системой.

Причиной невыполнения данных показателей, наряду с указанными в задаче 1.1, является то, что само по себе лесное хозяйство очень консервативно и часто отстает от текущих потребностей жизни. Это вполне естественно: деревья, и леса в целом, растут долго и медленно, и в полной мере результаты труда лесоводов могут оценить лишь их дети и внуки. Лесоводы, в отличие, например, от агрономов, редко имеют возможность опробовать те или иные новые подходы к использованию, воспроизводству и выращиванию лесов, и сразу увидеть их результаты. Они вынуждены в значительной мере опираться на опыт и знания, которые накапливались несколькими поколениями их предшественников - поэтому новые веяния в лесном хозяйстве обычно приживаются медленнее, чем в большинстве других видов хозяйственной деятельности человека. Тем не менее, лесное хозяйство с течением времени постоянно и непрерывно меняется.

Соотношение площади воспроизводства к площади сплошных рубок лесных насаждений на землях лесного фондапоказывает процент возобновления леса искусственным путем (посадка леса). Данный показатель при плане в 13,5 %, выполнен в объеме 13,0 %. Причиной послужило невыполнение плана по посадке леса, а также увеличившийся относительно 2008 года объем сплошных рубок почти на 20 %.

Сохранение и повышение устойчивости и продуктивности леса, улучшение породного состава насаждений, их качества и санитарного состояния невозможно без ухода за лесами, включающего в себя отвод лесосек и различные виды ухода за лесом.

Отвод лесосек– отграничение в натуре участков леса (лесосек) для проведения рубок главного и промежуточного пользования, пере

Документы